4321
×
Есть ли у машины душа?
Сообщество Lean+6Sigma в России
Есть ли у машины душа?
Денис Гайворонский, Старший аналитик ТМК
08 сентября 2017 в 08:52
лучшая статья сентября 2017
лучшая статья сентября 2017

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

3.Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Три закона робототехники Айзека Азимова

Мы живем во время удивительных открытий, прогресса, совершенствования технологий. Во всем мире компании работают над созданием искусственного интеллекта, автомобили учатся ездить без помощи человека. Программы научились учиться, совершенствуясь с каждой секундой. Компьютеры анализируют различные игры, поведение человека, затем прорабатывают увиденное сами с собой, совершенствуясь с каждой симуляцией, которая занимает долю секунды, анализируя свои ошибки, находя лучшие варианты, после чего могут составить конкуренцию человеку.

1.jpg

Что сказать, фантастика становится реальностью.

Каково было мое удивление, когда во время анализа причин выхода из строя оборудования в ходе одного из последних проектов слесарь заявил участникам группы: «Станок ломается в зависимости от его настроения!» Т.е. сегодня у машины хорошее настроение – она работает, завтра будет плохое – будет ломаться.

2.png3.png

Может через десяток лет эта теория будет иметь право на существование, но сегодня однозначно нет. У сегодняшней техники нет настроения, а тем более станка, выполняющего простейшие операции при помощи пневматики. Скорее всего речь идет о факторах, которые влияют на работу оборудования, о которых пока не подозревает наш слесарь.

Так как же нам отбросить идею наличия у машины чувств и разобраться со сложившейся ситуацией?

Нужна система.

Систематизировать влияющие факторы на «настроение» оборудования нам помогут инструменты анализа и проверки гипотез, применяемые в проектах Шесть Сигма.

  1. Собираем рабочую группу специалистов, участвующих в работе оборудования. Кто-то больше знает ее конструктивные особенности, кто-то ее ремонтирует каждый день, а кто-то каждый день на ней работает.

  2. Перечисляем все возможные факторы. Тут и изначальные особенности конструкции, неподходящие параметры работы, так называемые внутренние факторы, и квалификация персонала, настраивающего оборудование, давление в системе, температура в цехе, в общем внешние факторы.

  3. Без данных все эти факторы лишь догадки. Нужно выбирать наиболее вероятные факторы и собирать данные. Например, как часто машина выходит из строя (дает сбой и выпускает NOK продукцию) при тех же параметрах, том же персонале, но при разном давлении в общей пневмосистеме? Для этого нам нужно «заморозить» все остальные факторы и замерить частоту выхода из строя оборудования/дефектов, а именно выполнение при 2 значениях этого самого давления. Конечно мы получим на выходе 2 цифры/пропорции, отражающие частоту поломки при одних условиях и при других. Но ответить на вопрос, является ли это случайным отклонением, вызванным статистическими погрешностями, или реальным воздействием фактора нам поможет статистика. При помощи статистических инструментов Шесть Сигма, например, 2 proportions test, мы сможем сравнить эти 2 выборки.

    4.png

    2 Proportions test Minitab 16

     Так же поступаем и с другим возможными факторами, при необходимости используя другие тесты, например, для  сравнения 3х смен понадобится Chi-Square test.

     4. После проведения всех тестов становится ясно, что «настроение» все же зависит от определенных факторов.     Так мы теперь сможем управлять «настроением» машины.

Как бы нам не хотелось жить в утопии, где умные машины делают все за человека, позволяя тому наслаждаться жизнью, на сегодняшний момент приходится сталкиваться с простейшим недопониманием причинно-следственных связей поломок/отказов/дефектов с истинными причинами. Обучение персонала хотя бы простейшим инструментам анализа позволит сменить привычный переход аварийного ремонта/устранения последствий к управлению процессом и предотвращению поломок в будущем. Инструменты Шесть сигма помогают эти связи находить и оптимизировать для достижения максимального результата.

Полная версия доступна только пользователям сайта
Войдите, чтобы прочитать всю статью и оставить комментарий
E-Mail
Комментариев нет
Задать вопрос автору статьи
Автор статьи ответит вам по email в течении 1-2 дней.

* - обязательные поля

Авторские статьи
Популярное | Последнее
Рекомендовано
Реклама
Поделиться